Восстановление подлинной светской языческой традиции в современном мире

Темы для докладов и обсуждений
1. Боги и другие предметы поклонения (монотеизм, политеизм, анимизм – могут ли они без противоречий сочетаться в народных традициях.
2. Культ Природы и Предков, как общая часть всех древних и современных народных традиций.
3. Религиозные обряды, жизненные установки, запреты и ограничения в разных традициях.
4. Сакральные и практические знания, сохранившиеся в народных традициях.
5. Нравственные ценности и высшие духовные задачи человека.
Светлана Зобнина
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 авг 2017, 08:14

Восстановление подлинной светской языческой традиции в современном мире

Сообщение Светлана Зобнина » 14 сен 2017, 12:29

Восстановление подлинной светской языческой традиции в современном мире.

Основные тезисы:
- Подлинная языческая традиция содержит духовные корни всех важных сфер жизни.
- Современному язычнику не нужно возвращение в прошлое, он может сделать языческую духовность основой для всестороннего успеха и развития.
- Подлинные духовные и родовые принципы могут стать основой совместной деятельности языческих объединений.


У каждого из нас есть личная нравственная и духовная история, которая привела его (или её) к выбору трудного, тысячелетиями преследуемого, языческого пути.
У кого-то это – прямая родовая преемственность.
Для кого-то – часть драгоценной этнической традиции и духовности.
Для некоторых (и для меня в том числе) – результат личного поиска и выбора.
Однако все мы – дети своего времени, часть современного человечества, находящегося на определенном уровне материального и общественного развития. Нам дороги традиционные формы быта, мы воспроизводим традиционные формы религиозного культа, но наша основная личная и социальная жизнь протекает в одинаковых с окружающими условиях. Работа, быт, семья, воспитание детей современного язычника не слишком отличается от любого его (её) современника.
Речь пойдет не о реконструкции старинных форм жизни и не об изолированных поселениях с особым укладом. Напротив, я решаюсь ставить вопрос, как язычник может не просто идти в ногу со временем, но и опережать его и вести вперед, к подлинному развитию и прогрессу.
Решившись стать (или остаться, вслед за предками) язычниками, мы всё же невольно проникаемся некоторыми шаблонами поздних представлений о религии и духовной жизни, сложившейся под воздействием вполне определенных религий, относительно поздних и ниспровергающих по отношению к древним духовным традициям. Из-за этого мы в значительной степени отождествляем духовную жизнь с религиозной, а последнюю – с организованной или личной обрядностью, с культовыми предметами, текстами, местами и ритуалами.
В традиционном обществе отношения между светской и религиозной жизнью было несколько иным. Искусство, научные знания, медицина, социальная защита, справедливый суд – все они берут начало в традиционной культовой деятельности и духовной практике. И постигались соответствующие понятия, знания и навыки духовным путём. Тонкая духовная связь была утрачена с появлением и насильственным продвижением религий суеверно-запретительного характера, для которых всякие живые духовные связи представляются «грешными и преступными». И вслед за всяким другим «идолопоклонством и колдовством» наука и искусство объявлялись грехом и преступлением.

Европейская цивилизация начала возрождаться их суеверной тьмы благодаря Возрождению античной языческой символики. Тонкая языческая духовность пронизала европейское общество, целиком изменила уклад жизни и реализовалась во множестве светских форм. Она как бы проигнорировала религиозные организации, которые в результате также вынуждены были изменяться и догонять стремительно меняющуюся жизнь на обочине магистрали прогресса.
Язычник в наши дни, в силу социальных шаблонов, предубеждений и вражды, представляется как «явление из каменного века», существо отсталое, маргинальное, опасное и т.п. Доходит до анекдотических утверждений, что современные язычники не могут быть последователями подлинной языческой традиции, потому что пользуются мобильными телефонами и компьютерами. Как будто Иисус и Магомет ежедневно публиковали селфи в Инстаграме и записывали божественные откровения по Скайпу. Современные язычники выходят, в том числе, из мыслящих и образованных городских людей, из активной части молодёжи, стремящейся к подлинным ценностям, из честных тружеников – патриотов, из писателей и музыкантов и изо всякой другой среды, включая потенциальных революционеров и маргиналов.
Восстановление подлинной религиозной языческой жизни, создание авторитетных и уважаемых языческих объединений, разработка современной обрядовости, религиозной философии и теологии постоянно находится в центре внимания язычников, и священнослужителей в первую очередь. Однако обычная жизнь – быт, семья, труд, учеба, предпринимательство, общественная и творческая деятельность язычников – не менее важная сфера для любого мыслящего и активного участника языческого движения. Если наша тонкая связь с миром духовного подлинна – то она неизбежно оказывает влияние на каждый шаг нашей жизни.
Приведу лишь несколько примеров – наблюдений из жизни русских язычников – родноверов.

Семья и духовный рост
Удивительное явление – духовная пара любящих и совместно подвизающихся в языческой среде мужчины и женщины. Силы и способности обоих не складываются, а явным образом умножаются, приводят их к быстрым успехам во всех сферах жизни, и в духовном созидании в первую очередь. Если такая пара распадается с конфликтом, взаимными обвинениями, болью – все достижения легко утрачиваются.
Противоположный пример – наблюдение за семьями язычников, где женщина до поры до времени поддерживает духовные устремления будущего мужа, но начинает осуждать и создавать для них препятствия, когда добивается брака и привязывает мужа рождением детей. Либо семья распадается, либо жизнь таких людей становится скудной и неуспешной.
Так мы можем напрямую наблюдать действие с древности известного закона о соединении мужского и женского начал для порождения равно телесного и духовного. Подлинная языческая традиция освящает и физическое соитие мужчины и женщины, и их чувства, и общее творчество, и бытовую заботу, и рождение и воспитание детей. Ей чуждо и ханжеское лицемерие, и пошлость бездуховных, неразборчивых физиологических отношений.

Профессиональная и творческая деятельность
Можно пойти двумя встречными путями и по любому из них прийти к успеху.
Мы знаем язычников, которые избрали себе область деятельности, напрямую связанную с языческой традицией и духовностью. Это могут быть традиционные ремёсла, духовное обучение и целительство, культурно-массовая деятельность и туризм, знакомящие людей с традиционной культурой и ценностями.
С другой стороны, мы знаем художников, поэтов, режиссеров, музыкантов, которые находят в языческих символах и темах, в обращении к духу Предков, Природы, древних легенд и Божественных образов средство достижения величайшей художественной выразительности и самобытности.
Я сама, изучив за последние годы ряд направлений современной практической психологии и психотерапии, обнаружила очевидную связь между новейшим и глубоко традиционным, присутствовавшим на протяжении тысячелетий в методах и действиях шаманов, целителей, знахарей и йогов. Более подробно об этом можно прочесть в моих статьях.


Современная математика, компьютерная техника, естественная наука могут привести нас к новому прочтению древних мифов и сложных, зашифрованных сакральных образов классических священных текстов.

Роль язычников в обществе
Есть люди, которых приводит в язычество эгоизм, тщеславие или корысть. Они могут немалого достичь в области личного обогащения, но лишь ценой ухода от традиционных родовых ценностей. Они погружают людей в мир фантазий, фальшивых и нереальных целей, используют продвинутые приёмы психологической манипуляции (по сути тёмную магию) для установления личной зависимости и подчинения.

Родовые ценности, в нашем представлении, включают:
• Справедливое устройство общества, заботу обо всех его членах;
• Защиту Природы и родство с ней;
• Национально-этническое самосознание и признание права на него каждого народа и этноса;
• Почитание Предков, истории, традиции, семьи.

Следование этим ценностям естественным образом приводит к общественному служению. Оно может реализоваться во всех сферах жизни и гармонично сочетаться с личным развитием.

Заключение
На совокупности ключевых, воплощающих духовные языческие ценности светских, жизненных принципов, в дополнение к основным религиозным представлениям, мы можем строить сотрудничество любых этнических языческих сообществ. Поэтому для нас всегда будет важно обсуждение, уточнение и дополнение таких идей, и возможна выработка на их основе планов и проектов совместной деятельности в любых областях жизни.

Вернуться в «Религиозные и духовные традиции»