Ярослава: Рассуждения о современном русском язычствеестве

Темы для докладов и обсуждений
1. Боги и другие предметы поклонения (монотеизм, политеизм, анимизм – могут ли они без противоречий сочетаться в народных традициях.
2. Культ Природы и Предков, как общая часть всех древних и современных народных традиций.
3. Религиозные обряды, жизненные установки, запреты и ограничения в разных традициях.
4. Сакральные и практические знания, сохранившиеся в народных традициях.
5. Нравственные ценности и высшие духовные задачи человека.
Велимир
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2017, 11:04

Ярослава: Рассуждения о современном русском язычствеестве

Сообщение Велимир » 21 сен 2017, 22:25

Ярослава просила меня разместить здесь её доклад. В настоящий момент у неё нет возможностей это сделать.


Бояринцева Татьяна Евгеньевна
кандидат физико-математических наук.
Москва 2015

Рассуждения о современном русском язычестве

О народной вере
В постсоветский период в России люди поверили в то, что появилась возможность открыто выражать своё мировоззрение. Стали возрождаться различные религиозные культы. В частности, всё большую популярность приобретают культы древних славян. Людям нужна такая религия, которая отражают их внутреннюю культуру. Здесь и почитание именно своих предков, и привычные нам с глубокой древности солнечные праздники, так и не истреблённые ни насаждаемым насильно христианством, ни столь же насаждаемым при советском строе атеизмом. Привлекают и внешние атрибуты – национальная одежда, народные песни и хороводы, – и глубинная сущность – почитание природы.
В древности у славянских и угорских народов, позднее сформировавших русский этнос, вера никак не называлась. Просто ей не было никакой альтернативы и название не требовалось. Была годичная система солнечных праздников и такая же система культов почитания предков. Люди поклонялись как нескольким высшим Богам, так и духам местности. После насильственного крещения Руси древняя вера не исчезла, не забылась. Люди продолжали отмечать и Купалу (летнее солнцестояние), и Коляду (зимнее солнцестояние), и Комоедицу (Масленицу, весеннее равноденствие), и Радогошь (Осенины, Овсень, осеннее равноденствие). Даже современные христиане приносят на кладбища яйца и куличи, хотя это никак не вписывается в христианство и является отражением наших древних обычаев почитания умерших. Но официальная христианская церковь всегда с этим боролась. Слова «язычник», «поганизм» стали ругательными. Paganism – многобожие, язычество, политеизм. Особенно интересно звучит словосочетание «поганый язычник». Сами же приверженцы древних культов стали называть себя солнцепоклонниками. В постсоветское время сначала Галина Лозко (Украина) предложила называть древнеславянскую веру «родная вера», затем Вадим Казаков ввёл в употребление термин «родноверие». Этот термин понравился большинству современных русских людей с языческим мироощущением. Однако, за время подпольного существования наших древних культов, мировоззрение у людей не стояло на месте, а развивалось. Естественно, что и сами культы претерпевали различные изменения в различных регионах, и идеологическое содержание религии тоже у разных людей оказывалось различным.

О моно- и политеизме
Политеизм (язычество) - мировоззрение признающее существование многих (нескольких) Богов. Ряд известных в родноверии личностей, как, например, Славер (Г.З. Максименко) и Крада (И.О.Волкова) считают, что все наши древние Боги есть проявления единого Бога Сварога (Рода). А такое представление о Богах есть не что иное, как монотеизм. Лично я с их точкой зрения не согласна и считаю Богов не проявлением, а порождением Рода. Проявление и порождение - это не одно и тоже.
Монотестические воззрения на мир не дают ответа на ряд вопросов. Это уже выразилось у Гегеля (рьяного христианина, монотеиста) в создании диалектической философии. Диалектика Гегеля требует наличие единства и борьбы противоположностей. А какая может быть противоположность у единственного Бога? Именно это давно, задолго до Гегеля, было замечено христианами, и ими был введён антогонистический персонаж Дьявол. У христиан Дьявол является порождением Бога, то есть самостоятельной личностью, существующей вечно и обладающей могуществом наравне с Богом. По существу, христианский персонаж Дьявол есть второй Бог, восставший против своего создателя и противоборствующий ему. Есть ли кто-то противоборствующий единому Богу Сварогу (Роду) у монотеистичных родноверов? В качестве ответа на этот вопрос сторонники «Бога единого, трисветлого отца неделимого» говорят о едином Боге, как воплощении единства многих Богов. Однако если полагать, что Чернобог и Белобог есть два противоположных проявления одного Бога Рода, то не понятно, как одно проявление борется с другим проявлением. Лично мне категорически не нравится приписывать Роду раздвоение личности.
Я верю в единство и борьбу противоположностей, то есть изначальный дуализм. Его созидающей стороной являются Сварог (Род) и все светлые Боги, которые им порождены, а разрушающей стороной является Чернобог, который Сварогом не порождён, а изначален.
Сварог для меня материален, как материальна Природа, его материальную составляющую я его воспринимаю, как совокупность всех протонов, нейтронов и электронов (и что там ещё такое есть) Вселенной. А вот Чернобог для меня более загадочен. Я его не могу представить иначе как энергетическим полем, но энергетические поля присущи и Сварогу. Признать Чернобога как антимир? Но тогда нужно определить, что есть антимир. Так что, веря в существование Чернобога, я не могу дать ему более точное определение, чем разрушающая сила.
Монотеизм предполагает именно единственного Бога. Если же рассматривать Богов, как порождения Рода, то мы имеем политеизм и возможность, как объединения, так и борьбы различных Богов. Дети - это не наши проявления, они нами порождаются, но они другие, у них своя жизнь, свой характер, свои привычки.
Многобожие подразумевает борьбу, но не вражду. Рассмотрим вечных соперников Велеса и Перуна. Время, когда побеждает Велес - зима. Зимой, чтобы выжить, чтобы что-то добыть на пропитание, как-то согреться нужно ум иметь. Кто умнее, хитрее, тот и лучше приспособится. Мозги должны зимой работать. А летом столько работы, что не до изобретательства, физическая сила в цене. Летом Перун побеждает. Но Перун и Велес братья, оба Сварожичи. А человеку одинаково нужны и ум и сила. "Сила есть, ума не надо" - это горькая шутка про дураков, а вовсе не девиз жизни.
Согласье, единство - это всё же единство многих. Что более ценно, когда вам не смеют возразить, или когда с вами осознанно соглашаются? По-моему ответ очевиден.

О Ладе и Макоши
Разделение на мужское и женское начала считаю светлым проявлением, то есть Лада-богородица для меня является порождением (результатом саморазделения) Сварога.
О семейных отношениях между Богами мы можем судить по личным привычкам и по тем обрывочным фразам, которые где-то как-то встречаются. Из Википедии (в серьёзных научных кругах ссылки на Википедию не приветствуются, однако, здесь я воспользовалась только пересылкой на древний источник): «В XVII века Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе» в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал: «…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают.»
Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.»
Итак, Лада в 15-ом веке названа матерью. Да кого же она родила, если не Богов наших? И зовём мы этих Богов Сварожичами. Очевидно, что уже при распространившемся христианстве люди славили только старых Богов, новые Боги уже в пантеон войти не могли. То есть Лада дохристианская Богиня. Ладу славят на свадьбах, Ладу зовут на помощь женщины в родах - с чего бы? Зовут того, кто в этом понимает. Поэтому для меня Лада является богородицей.
В пантеоне князя Владимира была только одна женская капь (идол), и это либо Макошь, либо Лада. В большинстве современных славянских языческих общин считается, что это капь Макоши. Но почему мы должны думать, что Владимир составил полный пантеон славянских Богов? Тем более, что Макошь изначально была угорской Богиней.
Богиня Макошь - тоже порождение Сварога, как духовная часть нашей планеты, сотворённой Сварогом.
Макошь - Богиня и мать-Земля. Она тоже является порождением Сварога, как духовная часть нашей планеты, сотворённой Сварогом. Но она рожает всё то, что на ней растёт. Она не мать Перуна и Велеса. Можно сказать, что они порождения только Сварога, но если люди подобны Богам, то естественно считать, что порождения происходят с помощью божественной женской сущности. Вот эта божественная сущность и есть Богиня Лада.

О душе
Вопрос о том, что есть душа, и есть ли она вообще, волновал человечество с самых древних времён. Большинство склоняется к тому, что душа существует. Но вот о том, что же она такое мнения разделяются. Я тоже думаю, что душа у человека есть. И есть она не только у людей, но и у всех животных, всех растений, камней и вообще у всего. Я представляю душу как некоторое поле, но не электрическое, не магнитное и не гравитационное, что-то похожее, но другое. Есть такое понятие – биополе, вот это, по-моему, и есть душа.
Себя я считаю потомком Богов, так как я признаю эволюционную теорию Дарвина, но рассматриваю её, как управляемую. Жизнь имеет материальную земную основу (Макошь - наша прамать) и душу, которая вселяется в тело Богами, как именно, мне неизвестно. Именно душа и есть жизненная сила. Человек может получить весьма серьёзные телесные повреждения, но остаться живым, а бывает, что тело практически не повреждено, но человек умирает, душа покидает его тело.

Об обрядах
Мне уже не раз приходилось слышать, что кто-то ведёт обряды не правильно, и вообще ложный родновер. Мне странно слышать подобные слова. Если люди искренне славят Богов, то как они могут быть ложными родноверами?
Вот лично мне не нравится форма проведения обрядов у голяковцев (последователей Владимира Голякова). Я считаю, что в обряде должны участвовать все пришедшие на него. А это возможно лишь тогда, когда люди становятся в круг. Тогда мысленная энергия всех собравшихся сходится в центре и усиливается. У голяковцев народ остаётся стоять толпой на довольно большом расстоянии от того места, где лишь жрецы возжигают огонь и что-то делают, что остальным не видно. Мне это не нравится, но это не значит, что голяковцы - ложные родноверы.
Я считаю, что обряды, проводимые на разных праздниках должны отличаться друг от друга и нести в себе отражение сути праздника. В частности, считаю, что обращение к Земле посреди зимы нарушает её покой, а потому не уместно. Но говорить, что те, кто это делает не родноверы, я не буду. Зато когда идут славления именно Земли-матушки, то совсем не зазорно ей поклониться. В этом нет никакого самоунижения. Ведь мы ходим по ней ногами, и приблизить к ней своё лицо для выражения любви и почтения для меня совершенно нормально.
Обряды, древние они или современные, всё равно придуманы людьми. Обряд - это способ общения с Богами. Он может быть неудобным, но нельзя говорить, что он ложный!

О свастике
О свастике, как о солнечном символе, говорилось и писалось уже много и повторяться я не буду, я хочу сказать об использовании свастики на наших современных капищах. Проявляя уважение к нашему (и не только нашему, свастичные символы есть у многих народов) древнему символу, его всё-таки не следует использовать, как попало.
Нет никаких свидетельств того, что на древних капищах наши предки выкладывали костры в виде свастики. Есть довольно много свидетельств, что использовались малые восемь костров вокруг центрального большого костра, есть данные о круговой огненной завесе при кремации умерших, но свастичных кострищ не обнаружено, и лично мне не понятно, зачем нам сегодня это нужно делать.
А вот свастичные хороводы мы водили даже в пионерском лагере в семидесятых годах двадцатого века. Четыре человека скрепляют руки, захватывая ладонями запястья, при этом, у каждого из них занятой оказывается одна рука, а другой он держится за кого-то не из этой четвёрки, то есть от него начинается цепочка людей, которые держатся за руки обычным образом. Таких цепочек четыре, и каждая не замкнута. Стараются, чтобы крест образовывался с равными концами. Затем все начинают ходить по кругу. Не трудно догадаться, что на концах цепочек ребятам приходится бегать, а те, кто в центре, просто медленно поворачиваются. Свастика образуется сама собой. Надо отметить, что долго центральные не выдерживают, расцепляют руки и все валятся на траву. Но это бывает весело. Нормальное купальское развлечение для молодёжи.

Заключение
В отличие от мировых религий, где всё прописано и любые "вольнодумства" воспринимаются как ереси (отклонения от основного вероучения), в народной вере существует масса различных трактовок. При всём том общем, что нас объединяет, каждый из нас в душе вырабатывает своё мировоззрение, это нормально, думающий человек не может жить только чужими мыслями. И потому современное русское язычество далеко не однородно. Однако, при всех внешних и внутренних разногласиях между различными родноверческими организациями, общим является почитание Природы, уважение к нашей культуре, желание жить в этой культуре и передавать её своим детям и внукам. Требуется работа не только по осмыслению археологических находок языческого периода древности, но и философское осмысление современности.

Вернуться в «Религиозные и духовные традиции»