В соседней ветки поставлен вопрос:
Вопрос был поставлен в связи с предложением к руководству России принять Стратегию развития природоподобных технологий и в связи с опережающим развитием таковых технологий в Китае, в США и в других странах НАТО.
Между тем это есть биоэтический и правовой вопрос о сохранении человеческой идентичности и человеческой биологической природы.
Еще за год до распространения первой волны ковида и повсеместного ограничения прав человека в связи с этим, я с сотоварищами, Артуром Аракеляном и Олегом Швачичем, начал разработку проекта Декларации ООН «О сохранении генома (родовой памяти) и правах человека на биологическую и личностную идентичность». Полагаю, что именно по этой линии необходимо начать диалог с властями России и с российскими учеными, жаждущими догнать и перегнать американцев в технологиях манипуляциями геномом, психикой, в природоподобных технологиях.
Прежде чем запускать разработку природоподобных технологий необходимо определить полноценные права человека на информацию, носителем которой он является от рождения. Установление этих прав должны быть юридическим средством защиты человека от использования природоподобных технологий в ущерб человеку и его потомству.
Скачать
Представляю здесь краткое обоснование проекта Декларации «О сохранении генома (родовой памяти) и правах человека на биологическую и личностную идентичность»; суть подхода к разработке этого документа; его основополагающие идеи; научные основания; мотивы и логику её положений.
Обоснование составлено от имени авторов проекта Декларации: Артура Аракеляна, Диониса Георгиса, Олега Швачича
1. Мы признаем положения Всеобщей декларации прав человека ООН и Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека, как основу для разработки данного проекта.
2. Декларация разрабатывается гражданами, непосредственно заинтересованными в защите своих собственных прав на объекты биологической и личностной идентичности, на сохранение генной (родовой) памяти. При этом мы признаем необходимость диалога и участия в разработке окончательного варианта Декларации лабораториями, медицинскими учреждениями и другими структурами, которые заинтересованы в свободных исследованиях на благо всего человечества: в поиске новых лекарственных препаратов; в лечении; в изучении генома; изучении функционирования человеческого организма.
3. Мы исходим из того, что каждый человек имеет право на личную самозащиту своих прав, в том числе в отношении прав на объекты биологической и личностной идентичности, на геном (родовую память), и что у него должны быть для этого все необходимые правовые инструменты.
4. Геном человека, его протеомные данные и другие объекты биологической и личностной идентичности есть не только достояние всего человечества, но, прежде всего, личное достояние каждого человека. Поэтому в отношении этих объектов с необходимостью должно быть признано личное право человека – первоисточника этих объектов – на владение, пользование и распоряжение ими.
5. Мы признаем недопустимым, чтобы человек в целом и отдельные части его тела, геном и производные биоматериалы, рассматривались как объекты “чужой” собственности, предмет купли-продажи без согласия этого человека. Это относится как к ситуации после отчуждения части тела от живого человека, например, в результате ампутации, так и к ситуации после его смерти, в том числе и в случае смерти в пренатальный (дородовый) период в результате выкидыша или аборта.
6. Признавая недопустимость установления частной собственности в отношении человека в целом или в отношении частей его тела, превращения их в предмет купли-продажи, мы предлагаем установить должную защиту в отношении личных прав человека на свой организм и на отдельные его части (как при жизни, так и после смерти) путем законодательного признания тела человека и любых его частей в качестве особых предметов его исключительного авторского права и права интеллектуальной собственности.
7. Мы признаем, – и для этого есть весомые научные основания, - что все клетки человека с момента первой оплодотворенной клетки при его зачатии участвуют как в творческом акте созидания организма, психики, личности каждого человека, так и в созидании каждого его сознательного или бессознательного интеллектуального или художественного продукта (наряду с сознанием). Одновременно с этим и человек в целом, как носитель данных клеток, участвует своей жизнедеятельностью в создании условий для жизни и творчества этих клеток, что является основанием для признания геномных и протеомных данных, образцов биоматериалов и человеческого тела особым предметом авторского права и права интеллектуальной собственности.
8. Мы признаем право каждого родителя лично, в соответствии со своим мировоззрением и религиозными взглядами, решать вопрос о том, с какого момента считать вынашиваемый матерью плод человеком, наделенный всеми правами и свободами человека. Считаем необходимым исключить навязывание решения этого вопроса родителям и родственникам вынашиваемого ребенка государством, международным сообществом, религиозными или иными организациями, признавая ценность культурного, мировоззренческого и религиозного многообразия, наличие разных воззрений на природу человека и взаимоотношение его души и тела.
9. Мы сознаем, что не существует технологических возможностей полного контроля и предотвращения незаконного клонирования человека, отдельных его частей, как и редактирования его генома. Поэтому считаем в данных условиях, что наиболее серьезной защитой прав человека от угрозы клонирования будет признание за человеком, ставшим генным источником клона, родительских прав в отношении клона. Соответственно, незаконное клонирование должно приравниваться к краже ребенка, а редактирование генома с получением модифицированных клонов, как и клонирование отдельных частей, - как преднамеренное нанесение ущерба здоровью или убийство ребенка-клона.
10. Мы считаем недопустимым широко признаваемое на законодательном уровне право медицинских, исследовательских организаций рассматривать по умолчанию тело умершего человека, в том числе умершего в пренатальный период, как источник донорских тканей, образцов биоматериалов, геномных и протеомных данных, в том числе определять их как отходы.
11. Проявляя уважение к частной жизни каждого человека, к культурному, мировоззренческому и религиозному многообразию, мы признаем основополагающее право человека на свое тело, на все объекты его биологической и личностной идентичности, мы признаем его право на сохранение родовой памяти во благо потомков, его право быть захороненным после смерти в соответствии с его культурой, мировоззрением, религией, принятыми в его семье обычаями.
12. Мы принимаем, что для использования тела умершего совершеннолетнего человека в качестве источника донорских тканей, образцов биоматериалов, геномных и протеомных данных:
- необходимо прижизненное добровольное и информированное согласие;
- в отношении несовершеннолетних умерших, должен быть наложен запрет на подобные действия без предварительного письменного согласия обоих родителей по этому вопросу;
- при отсутствии согласия одного из родителей (или отсутствии второго родителя) тело подлежит захоронению в неизменном виде;
- в отношении умерших в пренатальный период необходимо добровольное и информированное согласие обоих его родителей.
13. Мы считаем необходимым принятие законодательных мер на международном и национальных уровнях, с целью исключения как прямого, так и косвенного принуждения к изменению своей биологической и личностной идентичности под предлогом развития научно-технологического прогресса, и улучшения качества жизни человека. Применение научно-технологических достижений для улучшения жизни одной категории лиц (с их добровольного и информированного согласия) не должно создавать какой-либо ущерб или угрозу ущерба для других категорий населения, отказывающихся применять эти достижения в своей жизни; не должно принуждать их к применению этих достижений под угрозой повышения риска каких-либо заболеваний или дискриминации, связанной с отказом от этого применения.
14. Мы признаем геномное биоразнообразие людей частью общеприродного биоразнообразия нашей планеты и частью национального биоразнообразия каждого государства; признаем его ценность для всего человечества. Поэтому считаем необходимым признать суверенные права каждого государства, народов и граждан, являющихся источником демократической власти и государственного суверенитета, в защите геномных прав своих граждан, в том числе ограничивая в необходимых случаях доступ к свободному трансграничному обмену этими данными, другими объектами биологической и личностной идентичности. Эти суверенные права признаются в отношении генетического биоразнообразия суверенных стран в соответствии с Конвенцией ООН о биологическом разнообразии, принятой международной конференцией по окружающей среде и развитию, 5 июня 1992 года , в Рио-де-Жанейро.
15. Мы, авторы представленной Декларации «О сохранении генома (родовой памяти), и правах человека на биологическую и личностную идентичность», заявляем, что признаем собственные авторские права и права интеллектуальной собственности в отношении объектов своей биологической и личностной идентичности, независимо от позиции ООН и государств по этому вопросу. Отказ ООН или отдельных государств от рассмотрения и принятия представленной нами Декларации мы рассматриваем как угрозу правам, свободам и достоинству человека; как прямой шаг к установлению тоталитарно-цифрового рабства на планете с использованием новейших технологий для манипулирования геномом и психикой человека.