Приветствую земляков!
Многие из нас мечтают о восстановлении общинных принципов хозяйствования, немало наших земляков призывали к этому пути. Часть их размышлений об общинах опубликована в ряде выпусков сборника "Этическое движение "Родная Земля".
Предлагаю совместными усилиями разработать законопроект «Об основах общинной самоорганизации жизни граждан в Российской Федерации» и инициировать выдвижение этого законопроекта на рассмотрение Федерального Собрания ГосДумы через сбор более 100 тысяч подписей сограждан на портале Российские Открытые Инициатива (сбор подписей ведется дистантно через портал Госуслуги). Название законопроекта - пока условное.
По содержанию это попытка совместить , Закон , обогатив его предложениями законопроекта "Об общинах коренных народов Российской Федерации" депутата Госдумы А.Савельева, см. вложение в конец, убрав из последнего те части, которые мешают формированию законодательной базы для образования гражданами общин.
При этом вводится существенная новация: община определяется как объединение граждан, направленное на воспроизводство человека и экосистем, сбережение народа и его культуры и биосферы.
Предполагаемая структура законопроекта:
Преамбула
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Обеспечение сбережения и развития коренных народов.
Глава 3. Права и обязанности общин, права и обязанности членов общин
Глава 4. Порядок деятельности общин коренных народов
Российской Федерации.
Глава 5. Создание и порядок деятельности общин, их реорганизация и (или) ликвидация.
Глава 6. Собственность общин, управление имуществом и землями общин.
Глава 7. Ответственность за нарушение настоящего закона.
Глава 8. Международные связи и международные объединения общин.
Глава 9. Заключительные положения.
Пояснение к этой инициативе.
1. Право на традиционную общинную форму самоорганизации в настоящее время признается за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оно защищено законом РФ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Действие этого закона в последнее десятилетие распространено на общины поморов и казачьи общины. Русский народ в целом, как и многие другие коренные народы России, лишены аналогичных прав.
2. Я предлагаю не переделывать указанный выше закон, поскольку он связан, прежде всего, со спецификой жизни именно малочисленных коренных народов, а разработать дополняющий его, отличающийся от прежнего тем, что в нем:
2.1. Дается определенные "коренных народов" в смысле, который существенно расширяет смысл этого понятия, введенного Декларацией ООН о правах коренных народов, см. ее текст по гиперссылке, признавая коренными народами не только угнетенные меньшинства, но многочисленные народы, которые издавно живут на Родной Земле, включая русский народ;
2.2. Право на создание общины принадлежит не конкретным "коренным народам", а любым гражданам РФ, желающим использовать форму общинной самоорганизации жизни не только в целях "защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов" тех или других коренных народов. К примеру, религиозные организации создают общины (РПЦ создает церковно-приходские общины) ради совершенно иных целях, аналогично некоторые духовно-философские школы создают свои общины (например, толстовские коммуны)... Общины граждане имеют право создавать не только для сбережения традиций, но и для организации социальных экспериментов по выработке моделей общежития будущего.
2.3. В связи с 2.2. в новом законопроекте дается принципиально иное определение понятия "община", в котором акцентируется как цель общины "качественное воспроизводство человека, народных культур и биосферы, сбережение традиционных форм жизни народов, их адаптацию к современным и преадаптацию к возможным будущим условиям жизни". Цитата взята из моих предложений к этому законопроекту.
2.4. Эта цель общины выражает то понимание, что любая традиционная народная община имеет главной целью воспроизводство (рождение, воспитание и становление родителем) человека в культуре своего народа, а труд на земле играл в этом воспроизводстве роль главного способа жизнеобеспечения и воспитания. Полагаю, что сегодня возможно создание общин не только в деревне, т.е. на землях традиционного общинного природопользования, но и в городе, поскольку качественное воспроизводство человека само по себе становится важнейшим трудом. В этом смысле такая городская община не отвечает определению общины в духе действующего закона для малочисленных народов. Однако у горожан должна быть возможность создания, к примеру, родительских общин, главным трудом которых является воспитание и образование собственных детей, а вовсе не труд по добыче источников пропитания.
2.5. В предлагаемом законопроекте восстанавливается идея Ленинского декрета "О земле", в котором право на создание общины признается за всеми гражданами страны без исключения, с безвозмездным выделением им земли, если они желают на ней жить общиной и кормится с нее, в том числе такое право ленинским декретом на объединение в общины признается за горожанами и за объединениями жителей деревень и городов.
2.6. Считаю важным выделить как общины, требующие особого отношения:
- переселенческие общины, образуемые коренным населением для освоения пустующих или заброшенных территорий страны;
- общины трудовых мигрантов из других стран, для которых это нередко традиционная форма жизни, но их права должны быть ограничены в соответствии с их желанием или нежеланием ассимилироваться, становится гражданами России.
Что это дает нашему движению и нашему народу?
1. Мы можем получить для себя и для сограждан узаконенную форму общинной самоорганизации, совладения и соуправления.
2. В процессе работы над проектом закона мы можем вовлечь в нашу деятельность значительное число новых земляков, поскольку тема общинности сверхактуальна для многих.
3. Мы можем защитить этим законом многие права русского народа, которыми он пользовалась исконно, но которых лишился с конца 20-х годов прошлого века.
4. Мы можем получить опыт совместной интеллектуальной работы над значимым для общества проектом и опыт организации и проведения масштабной кампании по сбору 100 тыс. подписей в поддержку этого закона.
Прошу высказаться об идее инициирования подобного закона.
К сведению ранее ФедСобрание Госдумы отвергло два законопроекта депутата А.Савельева
1. (в части установления правовых основ гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации)
2.
В предлагаемый мною законопроект могут быть перенесены отдельные идеи из инициатив А.Савельева.
Инициатива проекта закона об основах общинной самоорганизации граждан
Статьи 5-6 Проект закона об основах общинной самоорганизации граждан
Статья 5. Принципы организации и деятельности общин
Организация и деятельность общин, в отношении которых распространяется действие настоящего закона, основываются на принципах:
- равенства общин перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;
- добровольности, равноправия, самоуправления и законности;
- свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности, если они не нарушают законов Российской Федерации;
- гласности и полной финансовой прозрачности;
- коллективизма и взаимопомощи в воспитании в поддержке семей с детьми, в образовании детей, в родительской заботе он них;
- совладения и соуправления общими ресурсами и результатами труда;
- деятельность общин носит некоммерческий характер, а в случае получения прибыли она вся направляется в полном объеме на цели, определенные учредительными документами общины.
Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин
Запрещаются организация и деятельность общин в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины.
Община создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями и ограниченными только настоящим Законом.
Комментарий: Сравните с законом об общинах малочисленных народов и вариантом Савельева
Статья 5 указывает, что ее действие не распространяется на общины малочисленных коренных народов. В нее вводится два новых принципа в конце, которые отсутствуют в Законе об общинах малочисленных коренных народов. Есть дополнения к ряду других принципов, они выделены синим.
Статья 6 распространяет подход статьи 6 Закона об общинах малочисленных коренных народов на все виды общины, регулируемые настоящим законом.
Второй абзац этой статьи дает такие же уставного творчества, каковыми обладают религиозные объединения.
Организация и деятельность общин, в отношении которых распространяется действие настоящего закона, основываются на принципах:
- равенства общин перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;
- добровольности, равноправия, самоуправления и законности;
- свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности, если они не нарушают законов Российской Федерации;
- гласности и полной финансовой прозрачности;
- коллективизма и взаимопомощи в воспитании в поддержке семей с детьми, в образовании детей, в родительской заботе он них;
- совладения и соуправления общими ресурсами и результатами труда;
- деятельность общин носит некоммерческий характер, а в случае получения прибыли она вся направляется в полном объеме на цели, определенные учредительными документами общины.
Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин
Запрещаются организация и деятельность общин в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины.
Община создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями и ограниченными только настоящим Законом.
Комментарий: Сравните с законом об общинах малочисленных народов и вариантом Савельева
Статья 5 указывает, что ее действие не распространяется на общины малочисленных коренных народов. В нее вводится два новых принципа в конце, которые отсутствуют в Законе об общинах малочисленных коренных народов. Есть дополнения к ряду других принципов, они выделены синим.
Статья 6 распространяет подход статьи 6 Закона об общинах малочисленных коренных народов на все виды общины, регулируемые настоящим законом.
Второй абзац этой статьи дает такие же уставного творчества, каковыми обладают религиозные объединения.
Статья 7. Проект закона об основах общинной самоорганизации граждан
Глава 2. Обеспечение сбережения и развития коренных народов. Права и обязанности общин
Статья 7.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации обеспечивают права государствообразующего русского народа и других коренных народов на демографическое воспроизводство, самобытное социально-экономическое и культурное развитие, оказывают общинам коренных народов поддержку за счет средств федерального бюджета, направляемых на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.
Статья 8.
Главы общин государствообразующего русского народа в обязательном порядке привлекаются к разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, социально-экономических программ, касающихся коренных народов. Главы общин коренных народов в обязательном порядке привлекаются к разработке и экспертизе проектов законов и иных нормативных актов национальных республик, краев и автономных областей Российской Федерации, социально-экономических программ, касающихся коренных народов, проживающих на их территориях. Привлекаемые таким образом к участию в делах управления государством главы общин образуют при соответствующих органах власти Российской Федерации, ее субъектов, национальных республик, краев и автономных областей Российской Федерации Советы глав общин коренных народов в целях участия в политике сбережения коренных народов и их культур, согласования интересов общин коренных народов с интересами развития территорий, привлекаемые к участию и Российской Федерации
Статья 9.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сбережения российского народа, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов государствообразующего русского народа и других коренных народов России в обязательном порядке оказывают помощь общинам коренных народов, в которых среднее число детей в которых составляет более полутора на одного совершеннолетнего члена общины.
Статья 10.
Органы государственной власти Российской Федерации обязаны в приоритетном порядке оказывать материальную и финансовую помощь общинам коренных народов и переселенческим общинам, в том числе на основе фьючерсных договоров на расширенное демографическое воспроизводство в общинах коренных народов и льготное кредитование с правом полного или частичного погашения кредитов при выполнении соответствующих целевых демографических показателей.
Статья 11.
Законодательство субъектов Российской Федерации:
1) устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
2) устанавливает порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земель традиционного природопользования общин коренных народов;
3) определяет порядок создания на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей общин коренных народов для защиты прав и законных их интересов;
4) наделяет органы местного самоуправления полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов, обеспечивая указанные органы необходимыми материальными и финансовыми средствами.
Статья 12.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления обеспечивают соответствие федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов.
Статья 13.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий:
1) выделяют из местных бюджетов средства на оказание финансовой помощи на социально-экономическое и культурное развитие родовых и соседских общин коренных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных поселений коренных народов, их традиционного образа жизни и хозяйствования;
2) принимают участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития коренных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности общин коренных народов;
3) осуществляют контроль за отводом, использованием и охраной земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни коренных народов;
4) создают на общественных началах при органах местного самоуправления советы представителей общин коренных народов;
5) принимают нормативные правовые акты о социально-экономическом и культурном развитии коренных народов, а также о защите их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.
6) гарантируют прикрепление детей к муниципальным детским садам и школам при создании общинно-семейного детского сада и школы на основе общинно-домашнего образования с участием взрослых членов общин в качестве воспитателей и педагогов и гарантированной оплатой труда в рамках принятых региональных нормативов.
Статья 14.
В целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов, а также для решения вопросов местного значения лица, относящиеся к коренным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления коренных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
Статья 15.
При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к коренным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, должны приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В целях эффективной судебной защиты прав коренных народов допускается участие в указанной судебной защите глав общин коренных народов.
Статья 16.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления обеспечивают соответствие федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов.
Статья 7.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации обеспечивают права государствообразующего русского народа и других коренных народов на демографическое воспроизводство, самобытное социально-экономическое и культурное развитие, оказывают общинам коренных народов поддержку за счет средств федерального бюджета, направляемых на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.
Статья 8.
Главы общин государствообразующего русского народа в обязательном порядке привлекаются к разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, социально-экономических программ, касающихся коренных народов. Главы общин коренных народов в обязательном порядке привлекаются к разработке и экспертизе проектов законов и иных нормативных актов национальных республик, краев и автономных областей Российской Федерации, социально-экономических программ, касающихся коренных народов, проживающих на их территориях. Привлекаемые таким образом к участию в делах управления государством главы общин образуют при соответствующих органах власти Российской Федерации, ее субъектов, национальных республик, краев и автономных областей Российской Федерации Советы глав общин коренных народов в целях участия в политике сбережения коренных народов и их культур, согласования интересов общин коренных народов с интересами развития территорий, привлекаемые к участию и Российской Федерации
Статья 9.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сбережения российского народа, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов государствообразующего русского народа и других коренных народов России в обязательном порядке оказывают помощь общинам коренных народов, в которых среднее число детей в которых составляет более полутора на одного совершеннолетнего члена общины.
Статья 10.
Органы государственной власти Российской Федерации обязаны в приоритетном порядке оказывать материальную и финансовую помощь общинам коренных народов и переселенческим общинам, в том числе на основе фьючерсных договоров на расширенное демографическое воспроизводство в общинах коренных народов и льготное кредитование с правом полного или частичного погашения кредитов при выполнении соответствующих целевых демографических показателей.
Статья 11.
Законодательство субъектов Российской Федерации:
1) устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
2) устанавливает порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земель традиционного природопользования общин коренных народов;
3) определяет порядок создания на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей общин коренных народов для защиты прав и законных их интересов;
4) наделяет органы местного самоуправления полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов, обеспечивая указанные органы необходимыми материальными и финансовыми средствами.
Статья 12.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления обеспечивают соответствие федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов.
Статья 13.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий:
1) выделяют из местных бюджетов средства на оказание финансовой помощи на социально-экономическое и культурное развитие родовых и соседских общин коренных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных поселений коренных народов, их традиционного образа жизни и хозяйствования;
2) принимают участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития коренных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности общин коренных народов;
3) осуществляют контроль за отводом, использованием и охраной земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни коренных народов;
4) создают на общественных началах при органах местного самоуправления советы представителей общин коренных народов;
5) принимают нормативные правовые акты о социально-экономическом и культурном развитии коренных народов, а также о защите их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.
6) гарантируют прикрепление детей к муниципальным детским садам и школам при создании общинно-семейного детского сада и школы на основе общинно-домашнего образования с участием взрослых членов общин в качестве воспитателей и педагогов и гарантированной оплатой труда в рамках принятых региональных нормативов.
Статья 14.
В целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов, а также для решения вопросов местного значения лица, относящиеся к коренным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления коренных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
Статья 15.
При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к коренным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, должны приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В целях эффективной судебной защиты прав коренных народов допускается участие в указанной судебной защите глав общин коренных народов.
Статья 16.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления обеспечивают соответствие федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов.
Re: Инициатива проекта закона об основах общинной самоорганизации граждан
Глава 3. Права и обязанности общин, права и обязанности членов общин
Статья 17.
1. Общины коренных народов, объединения общин коренных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования имеют право зарегистрировать общину в качестве юридического лица или действовать как община-общественное объединение без регистрации юридического лица.
2. Для осуществления уставных целей община, независимо от ее формы, являющаяся юридическим лицом, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированные в качестве юридического лица общины коренных народов, семейно-родовые, территориально-соседские и переселенческие общины имеют права:
1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами коренных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства для использования на социально-экономическое и культурное развитие коренных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через глав общин коренных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов;
6) делегировать уполномоченных представителей коренных народов в советы представителей коренных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
7) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
8) получать от государства помощь на программы сохранения традиционных форм воспитания и обучения подрастающего поколения коренных народов с учетом их традиционных образа жизни и хозяйствования.
3. Для осуществления уставных целей община, не являющаяся юридическим лицом, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
-выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законами об общинах и об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Общественное объединение, включенное в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения этим общественным объединением деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, имеет право подать в федеральный орган государственной регистрации заявление об исключении этого общественного объединения из указанного реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 72 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Статья 18. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
(Наименование в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
В наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в Российской Федерации политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"). В наименованиях общественных объединений, за исключением наименований политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем наименовании имя гражданина. Общественное объединение использует имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 88-ФЗ)
Статья 19. Обязанности общественного объединения
Общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ)
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 08.12.2003 № 169-ФЗ)
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)
Статья 20. Учет общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации
Общественное объединение, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом государственной регистрации.
Для целей настоящей статьи под политической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации, понимается политическая деятельность в том значении, в каком она определена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В уведомлении, подаваемом в соответствии с частью первой настоящей статьи, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) о руководителях общественного объединения, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.
Сведения, содержащиеся в представленных уведомлениях, составляют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется федеральным органом государственной регистрации в установленном им порядке. Сведения, составляющие данный реестр, размещаются на официальном сайте федерального органа государственной регистрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае выявления общественного объединения, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не подало уведомление в порядке, установленном частью первой настоящей статьи, федеральный орган государственной регистрации включает данное общественное объединение в указанный реестр.
Общественное объединение, включенное в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, обязано ежеквартально информировать федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган по форме, установленной федеральным органом государственной регистрации, об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также об изменениях сведений, указанных в части третьей настоящей статьи.
Материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалы, направляемые таким общественным объединением в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такого общественного объединения, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности такого общественного объединения.
Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности на территории Российской Федерации, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории Российской Федерации, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения.
В случае прекращения общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и прекращения получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников это общественное объединение имеет право подать в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган заявление по форме, утвержденной федеральным органом государственной регистрации, об исключении из указанного реестра.
При получении от общественного объединения такого заявления федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган проводит проверку в отношении данного общественного объединения незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По результатам проведенной проверки федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение одного месяца со дня ее окончания принимает решение об исключении общественного объединения из указанного реестра либо об отказе в его исключении. Данное решение может быть обжаловано общественным объединением в суд.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 30.12.2020 № 481-ФЗ)
Статья
Права и обязанности членов общин.
Лица, относящиеся к коренным народам, а также общины коренных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования коренных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Статья 17.
1. Общины коренных народов, объединения общин коренных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования имеют право зарегистрировать общину в качестве юридического лица или действовать как община-общественное объединение без регистрации юридического лица.
2. Для осуществления уставных целей община, независимо от ее формы, являющаяся юридическим лицом, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированные в качестве юридического лица общины коренных народов, семейно-родовые, территориально-соседские и переселенческие общины имеют права:
1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами коренных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства для использования на социально-экономическое и культурное развитие коренных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через глав общин коренных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов;
6) делегировать уполномоченных представителей коренных народов в советы представителей коренных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
7) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
8) получать от государства помощь на программы сохранения традиционных форм воспитания и обучения подрастающего поколения коренных народов с учетом их традиционных образа жизни и хозяйствования.
3. Для осуществления уставных целей община, не являющаяся юридическим лицом, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
-выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законами об общинах и об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Общественное объединение, включенное в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения этим общественным объединением деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, имеет право подать в федеральный орган государственной регистрации заявление об исключении этого общественного объединения из указанного реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 72 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Статья 18. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
(Наименование в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
В наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в Российской Федерации политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"). В наименованиях общественных объединений, за исключением наименований политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем наименовании имя гражданина. Общественное объединение использует имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 88-ФЗ)
Статья 19. Обязанности общественного объединения
Общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ)
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 08.12.2003 № 169-ФЗ)
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)
Статья 20. Учет общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации
Общественное объединение, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом государственной регистрации.
Для целей настоящей статьи под политической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации, понимается политическая деятельность в том значении, в каком она определена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В уведомлении, подаваемом в соответствии с частью первой настоящей статьи, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) о руководителях общественного объединения, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.
Сведения, содержащиеся в представленных уведомлениях, составляют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется федеральным органом государственной регистрации в установленном им порядке. Сведения, составляющие данный реестр, размещаются на официальном сайте федерального органа государственной регистрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае выявления общественного объединения, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не подало уведомление в порядке, установленном частью первой настоящей статьи, федеральный орган государственной регистрации включает данное общественное объединение в указанный реестр.
Общественное объединение, включенное в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, обязано ежеквартально информировать федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган по форме, установленной федеральным органом государственной регистрации, об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также об изменениях сведений, указанных в части третьей настоящей статьи.
Материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалы, направляемые таким общественным объединением в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такого общественного объединения, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности такого общественного объединения.
Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности на территории Российской Федерации, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории Российской Федерации, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения.
В случае прекращения общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и прекращения получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников это общественное объединение имеет право подать в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган заявление по форме, утвержденной федеральным органом государственной регистрации, об исключении из указанного реестра.
При получении от общественного объединения такого заявления федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган проводит проверку в отношении данного общественного объединения незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По результатам проведенной проверки федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение одного месяца со дня ее окончания принимает решение об исключении общественного объединения из указанного реестра либо об отказе в его исключении. Данное решение может быть обжаловано общественным объединением в суд.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 30.12.2020 № 481-ФЗ)
Статья
Права и обязанности членов общин.
Лица, относящиеся к коренным народам, а также общины коренных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования коренных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.