Инициатива проекта закона об основах общинной самоорганизации граждан

Здесь вы можете предложить к обсуждению идею социального, научно-технического или иного проекта, идею программы или доктрины, включая разработку, совершенствование, инициирование законов и технологию организации поддержки ваших инициатив.
dionis
Администратор
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 18:09

Инициатива проекта закона об основах общинной самоорганизации граждан

Сообщение dionis » 20 июл 2022, 03:25

Приветствую земляков!

Многие из нас мечтают о восстановлении общинных принципов хозяйствования, немало наших земляков призывали к этому пути. Часть их размышлений об общинах опубликована в ряде выпусков сборника "Этическое движение "Родная Земля".

Предлагаю совместными усилиями разработать законопроект «Об основах общинной самоорганизации жизни граждан в Российской Федерации» и инициировать выдвижение этого законопроекта на рассмотрение Федерального Собрания ГосДумы через сбор более 100 тысяч подписей сограждан на портале Российские Открытые Инициатива (сбор подписей ведется дистантно через портал Госуслуги). Название законопроекта - пока условное.

Пояснение к этой инициативе.

1. Право на традиционную общинную форму самоорганизации в настоящее время признается за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оно защищено законом РФ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Текст закона см. по гиперссылке. Действие этого закона в последнее десятилетие распространено на общины поморов и казачьи общины. Русский народ в целом, как и многие другие коренные народы России, лишены аналогичных прав.

2. Я предлагаю не переделывать указанный выше закон, поскольку он связан, прежде всего, со спецификой жизни именно малочисленных коренных народов, а разработать дополняющий его, отличающийся от прежнего тем, что в нем:
2.1. Дается определенные "коренных народов" в смысле, который существенно расширяет смысл этого понятия, введенного Декларацией ООН о правах коренных народов, см. ее текст по гиперссылке, признавая коренными народами не только угнетенные меньшинства, но многочисленные народы, которые издавно живут на Родной Земле, включая русский народ;
2.2. Право на создание общины принадлежит не конкретным "коренным народам", а любым гражданам РФ, желающим использовать форму общинной самоорганизации жизни не только в целях "защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов" тех или других коренных народов. К примеру, религиозные организации создают общины (РПЦ создает церковно-приходские общины) ради совершенно иных целях, аналогично некоторые духовно-философские школы создают свои общины (например, толстовские коммуны)... Общины граждане имеют право создавать не только для сбережения традиций, но и для организации социальных экспериментов по выработке моделей общежития будущего.
2.3. В связи с 2.2. в новом законопроекте дается принципиально иное определение понятия "община", в котором акцентируется как цель общины "качественное воспроизводство человека, народных культур и биосферы, сбережение традиционных форм жизни народов, их адаптацию к современным и преадаптацию к возможным будущим условиям жизни". Цитата взята из моих предложений к этому законопроекту.
2.4. Эта цель общины выражает то понимание, что любая традиционная народная община имеет главной целью воспроизводство (рождение, воспитание и становление родителем) человека в культуре своего народа, а труд на земле играл в этом воспроизводстве роль главного способа жизнеобеспечения и воспитания. Полагаю, что сегодня возможно создание общин не только в деревне, т.е. на землях традиционного общинного природопользования, но и в городе, поскольку качественное воспроизводство человека само по себе становится важнейшим трудом. В этом смысле такая городская община не отвечает определению общины в духе действующего закона для малочисленных народов. Однако у горожан должна быть возможность создания, к примеру, родительских общин, главным трудом которых является воспитание и образование собственных детей, а вовсе не труд по добыче источников пропитания.

Что это дает нашему движению и нашему народу?

1. Мы можем получить для себя и для сограждан узаконенную форму общинной самоорганизации, совладения и соуправления.
2. В процессе работы над проектом закона мы можем вовлечь в нашу деятельность значительное число новых земляков, поскольку тема общинности сверхактуальна для многих.
3. Мы можем защитить этим законом многие права русского народа, которыми он пользовалась исконно, но которых лишился с конца 20-х годов прошлого века.
4. Мы можем получить опыт совместной интеллектуальной работы над значимым для общества проектом и опыт организации и проведения масштабной кампании по сбору 100 тыс. подписей в поддержку этого закона.

Прошу высказаться об идее инициирования подобного закона.
К сведению ранее ФедСобрание Госдумы отвергло два законопроекта депутата А.Савельева
1. "Об общинах коренных народов Российской Федерации"(в части установления правовых основ гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации)
2. «О РУССКОМ НАРОДЕ»

В предлагаемый мною законопроект могут быть перенесены отдельные идеи из инициатив А.Савельева.

dionis
Администратор
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 18:09

Преамбула. Проект закона об основах общинной самоорганизации граждан

Сообщение dionis » 20 июл 2022, 16:10

«Об основах общинной самоорганизации жизни граждан в Российской Федерации»

Преамбула

Федеральное Собрание Российской Федерации:
- исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
- стремясь к сохранению исторически сложившегося в Российской Федерации многообразия коренных народов и сбережению их культурного материального и нематериального наследия,
- содействуя сбережению и развитию в Российской Федерации исторически сложившихся братских отношений между коренными народов,
- с благодарностью принимая ценности и знания предков, их любовь и священное отношение к Земле-Матери,
- стремясь к сохранению челов6ечности и преемственности поколений,
- сознавая, что крепость семьи держится на родовых устоях,
- признавая общину как первооснову жизни каждого народа и его воспроизводства,
- признавая особую роль и историческую ответственность русского народа как государствообразующего,

принимает настоящий Федеральный закон, признавая равноправие всех народов Российской Федерации и особое значение ее коренных народов, устанавливая общие принципы и правовые основы общинных форм самоорганизации жизни граждан Российской Федерации, создаваемых в целях качественного воспроизводства человека, народных культур и биосферы, в целях сбережения традиционных форм жизни народов, их адаптации к современным и преадаптации к будущим условиям жизни, а также определяет государственные гарантии их осуществления и меры их поддержки.

Настоящий Федеральный закон определяет статус коренных народов в Российской Федерации, учитывая исторически добрососедские и равноправные отношения между русским и другими коренными народами, отсутствие угнетения и колониального отношения к ним со стороны русского народа и государства, обеспечение российским государством возможности политического самоопределения коренных народов, сохранения их языков и традиционных культур на землях коренного проживания, развитие и обогащение их культур путем включения в мировой культурный процесс с использованием русского языка как языка международного общения.

Права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на создание общин и сохранение традиционного образа жизни регулируются Законом РФ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин. Его
действие распространяется на общины всех видов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин.


Комментарий. Сравните с вводной частью Закона об общинах коренных малочисленных народов:

Код: Выделить всё

[i]Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.[/i]


Комментарий. Сравните с вводной частью законопроекта А.Савельва об общинах коренных народов РФ:

Код: Выделить всё

[i]Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.[/i]


Основные различия.
Первое. Уже в преамбуле моего проекта община подразумевается как объединение граждан, стремящихся к самовопроизводству в детях, к воспроизводству культуры своего народа, к воспроизводству биосферы в целом (а не среды обитания конкретного народа). Это существенное понятийное расширения представления об община и их значении в жизни народа.
Второе. В моем предложении идет речь не только о целях защиты традиционного образа жизни, но и о поисках форм совмещения этого образа жизни как с современностью, так и с возможными будущими изменениями общества и природы. Это расширение смысла существования и создания общин.
Третье. В моем законопроекте признается право любых граждан на создание общин, а не только представителей коренных народов и не только в местах их исконного обитания.

dionis
Администратор
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 18:09

Статья 1. Проект закона об основах общинной самоорганизации граждан

Сообщение dionis » 21 июл 2022, 02:25

Статья 1.
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

народ – исторически сложившаяся внегосударственная общность людей, проживающая на одной территории или разделенная в силу исторических условиях по разным территориям местообитания и государствам, устойчиво воспроизводящая характерный генофонд, родовую память и общую характерную картину мира в новых поколения, сберегающая свою народную культуру, ценности и земли (территории) своего проживания, говорящая на одном языке, принимающая ответственность за свою судьбу,

коренные народы Российской Федерации – этнические общности, веками населяющие территории Российской Федерации, а ранее РСФСР и Российской империи, мигрирующие и расселяющиеся на этих территориях, стремящиеся к воспроизводству этнического самосознания, традиционной культуры и религии, к сбережению священных объектов и воспроизводству продуктивности земель исконного обитания;

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями; (в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

общины - формы самоорганизации жизни граждан Российской Федерации, объединяемых добровольно и по факту рождения, создаваемые в целях воспроизводства человека, воспроизводства этнической, духовной культуры или религии, воспроизводства биосферы или отдельных экосистем;

общины коренных народов - формы самоорганизации жизни граждан Российской Федерации, сознающих свою принадлежность к коренному народу и объединяемых добровольно или по факту рождения, действующих в целях воспроизводства коренного народа, его традиционной культуры, языка и знаний, ценностей и религии, образа жизни и способа хозяйствования, ведущих поиск их новых форм бытия в современных условиях и в будущем, стремящихся к поддержанию и росту продуктивности вмещающих коренной народ ландшафтов и экосистем;

семейные (родовые) общины – исторически первичные формы самоорганизации жизни граждан Российской Федерации, сознающих общность своего происхождения и семейных, родовых традиций, объединяемых по кровнородственному признаку или побратимству, стремящихся к воспроизводству человека, способного передавать из поколения в поколения семейно-родовую память, знания и навыки, традиции и ценности, образ жизни, культуру, язык и религию своего народа, стремящихся к воспроизводству продуктивной среды своего местообитания;

территориально-соседские общины - формы самоорганизации жизни граждан Российской Федерации, сознающих исторически сложившиеся добрососедские и братские отношения на территории совместного проживания, стремящихся к воспроизводству своего состава и общности, сложившихся традиций и ценностей своего общежития, к воспроизводству продуктивной среды своего местообитания;

союзы (ассоциации) общин - межрегиональные, региональные и местные объединения общин любых из вышеперечисленных общин.

Комментарий.
Вводятся понятие "народ", понятие "коренной народ" и понятие "община", как обобщенная форма самоорганизации жизни любых граждан (независимо от их принадлежности к коренным народам) на добровольной основе и по факту рождения (для несовершеннолетних, рожденных в общине). В этих понятиях акцентируется воспроизводство человека определенных качеств как основное содержание общинности в разных ее формах. Далее на этой основе вводятся понятия "общины коренных народов", "семейные (родовые) общины", "территориально-соседские общины", так что в этих определениях снята привязка этих понятий исключительно к малочисленным коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Заметим, что в законопроекте депутата А.Савельева об общинах все эти понятия присутствуют исключительно в привязке к коренным народам. Полагаю, что такое ограничение права на общинный образ жизни, как и в случае закона об общинах малочисленных коренных народах, нарушает права других граждан на общинную самоорганизацию, что недопустимо. В моем проекте эти ограничения снимаются.

Ниже приводится вариант понятий, которые в своем законопроекте вводил А.Савельев


Код: Выделить всё

Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) коренной народ - проживающий на территориях традиционного расселения народ (этнос) Российской Федерации, относительно которого имеются материальные подтверждения о проживании на территории Российской Федерации ранее 1801 года в форме компактных поселений данного народа.

Перечень коренных народов Российской Федерации определяется федеральным законом Российской Федерации.

Территории традиционного расселения коренных народов устанавливаются федеральным законом Российской Федерации. До принятия такого закона вся территория Российской Федерации считается для всех коренных народов традиционной.

2) традиционный образ жизни - исторически сложившийся образ жизни коренного народа, основанный на едином родном языке, едином традиционном для данного народа вероисповедании (вероисповеданиях), сохранении в повседневной жизни обычаев и самобытной культуры, сознании единой этнической принадлежности.

3) исконная среда обитания - исторически сложившийся ареал коренного народа, в пределах которого народ осуществляет культурную, хозяйственную и бытовую жизнедеятельность, влияющий на его самоидентификацию, образ жизни;

4) община и иная форма общественной самоорганизации (далее - община коренного народа) - форма или формы самоорганизации лиц, принадлежащих к коренному народу, объединяемых по кровно-родственному (семья, род) и (или) соседскому принципам, ставящие одной из своих задач сохранение или восстановление родовых традиций или традиций поселений коренных народов;

5) родовая (семейная) община - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренному народу, объединяемых по кровнородственному признаку, ставящие одной из своих задач сохранение или восстановление традиционного образа жизни и хозяйствования;

6) соседская община - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренному народу, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях своего традиционного расселения, ставящие одной из своих задач сохранение или восстановление традиционного образа жизни и хозяйствования;

7) союз (ассоциация) общин коренного (коренных) народов (народа) - межрегиональные, региональные и местные объединения общин коренных народов.

8) глава общины - уполномоченный представитель общины коренного народа, физическое лицо, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации представляет интересы этой общины и избираемый в ее поселениях;

dionis
Администратор
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 18:09

Статья 2. Проект закона об основах общинной самоорганизации граждан

Сообщение dionis » 21 июл 2022, 02:47

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об общинных формах самоорганизации граждан
1.Законодательство Российской Федерации об общинных формах самоорганизации жизни граждан состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2.Решения по вопросам внутренней организации общин и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычного права коренных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Комментарий. Сравните с вводной частью Закона об общинах коренных малочисленных народов:

Код: Выделить всё

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов
1.Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2.Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.


В моем варианте действие этой статьи обобщается на все формы общинной самоорганизации граждан, независимо от их принадлежности к коренным народам. В п.2. моего варианта легализуется использование обычного права, которое является обычной практикой коренных народов. "Обычное право" - общепризнанный в мировой практике юридический термин.

В законопроекте А.Савельва об общинах коренных народов РФ эта статья отсутствует


Вернуться в «Разрабатываем, совершенствуем, инициируем законы и проекты»